НЕМНОГО О ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
    Кто из нас не наблюдал за реакцией ребенка на первый снег, на дождь, на лужи. Каким чистым восторгом лучится взгляд ребенка топающего по первому, хрустящему снегу. С какой неподдельной радостью он делится с родителями и близкими своими творческими видами на снег. Там, где взрослый уже видит только лишь природные явления: круговорота воды на земле и замерзшую воду в виде снежинок, холодное время года, сырую обувь и горчичники с аспирином – ребенок видит простые и нужные вещи: снеговика, снежную крепость, снежную горку с салазками, коньки.
     Ребенок не жаден, он со всей своей щедростью, на которую способен только лишь человек его возраста, делится с нами, приглашает разделить с ним восторг и впустить радость в наше сердце, которая уже переполняет ребенка. Он не жаден, снега хватит на всех, он уверен в этом даже не зная размеров мира, где он живет, но он знает главное, что даже на небольшом пяточке земли его двора можно в полной мере ощущать все положительные эмоции, способствующие гармоничному развитию человека. И в эту радость напитанную любовью ко всему живому, приглашает войти и нас, взрослых. Мы чаще отказываемся, причины находим убедительные для себя: неудобно мол, что люди скажут, мокро, холодно, заболеешь. Если мы не хотим войти, то есть еще один вариант – хотя бы не мешать, не мешая понаблюдать. Даже при таком ходе событий, взрослый ощущает, как его организм наполняется теми далекими, простыми переживаниями его детства. Все будничные заботы уходят и удивительным образом перестает мучить у кого покалывающее сердце, у кого спина или почки. Но эти мгновения блаженства улетают и для взрослого все возвращается на круги своя.
     Ни один ребенок не похож на человека, у которого даже снега зимой не выпросишь. Это одно из главных составляющих, являющимися сутью детей. Любой ребенок знает: как бы мало снега не выпало его хватит на всех и на снежки, и на все остальные игры. А летом, сколько бы детей во дворе не играло – места и песка в песочнице хватит на всех. Только играть надо мирно, весело и увлекательно.
     Это потом, когда ребенок вырастит, взрослые научат его различать другого по национальному признаку: этот – русский, этот – белорус, этот – поляк. Это наша территория, эта – их. Мы – лучше всех, они – нет. И недалек каждый воспитуемый подобным образом от нацизма, от воровства, от убийства, от осуждения веры другого (из-за его немного иного религиозного взгляда), хотя сам не разобрался и в тысячной доли религиозного учения доставшегося ему от его предков.
     Рассмотри профессию, например, кузнеца, обрабатывающего раскаленный металл. В результате работы кузнеца может выйти предмет (вещь) наполненный красотой и гармонией, будет радовать и служить долго. Но, возьмем тоже самое изделие, изготовленное другим специалистом. Оно на первый взгляд схоже с выше описанным: и металл тот же, и техпроцесс соблюден, и все остальное у него на месте, а вот глаз не радует и при употреблении стерлось быстро. Всем понятно, что дело не в наковальне и не в молоте. Надо смотреть в корень, в специалиста, в того кто творит. Если человек творит с душой, с радостью в сердце, тогда и результат непременно будет высоким. Обратная «картина» всем, конечно, понятна и без лишних объяснений. Так важен человеческий фактор даже в обработке металла. Но, все ли представляют с необходимой ясностью и глубиной насколько возрастает сложность и ответственность, когда во главу угла выносится сознание ребенка с его хрупким и податливым механизмом восприятия и анализа всего того тонкого мира, с которым он сталкивается практически от рождения.
     Одного мудреца спросила женщина:
     – Моему младенцу уже год, когда мне начать воспитывать его будущий характер?
     – Женщина, ты уже опоздала на один год.

     Смею утверждать, что воспитывать ребенка никогда не поздно. Нужно только постоянно помнить о той большой ответственности, которую взрослый взял на себя.
     Все современное образование рассчитано на воспитание личности, притом той личности, которая необходима государству, обществу на данный момент времени, на обозримое будущее. Так построено образование в духе коммунизма, фашизма, капитализма, социализма. Этот подход наблюдается и в современной системе образования от детского сада и выше. Губится то, что должно беречься и лелеяться – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!!! Та индивидуальность, которая должна проявляться в человеке все более и более отчетливо. Угнетается и вытаптывается весь изначальный план развития человека, заданный Творцом. Идет воспитание масс, в которых индивидуальности просто нет места. Но помнить надо всегда, как один человек, родившись, появляется на свет, так и покинув мир сей – один будет держать ответ за свою жизнь, свои достижения и промахи. А тот человек, кто взялся заниматься воспитанием, обучением будет непременно отвечать еще и за результаты своего труда, особо.
     Ребенок существо индивидуальное. Подход к обучению его, следовательно, тоже должен быть индивидуальным. Основную точку опоры должна нести семья. И не в коей мере не перекладывать ответственность на школу и учителей, которые в лучшем случае, развивают у ученика интеллект и только несколько предметов в общеобразовательной школе заняты этическим и эстетическим воспитанием. Но даже оценивая их влияние на развитие духовности, не всегда можно поставить знак «плюс».
     Евангелие от Марка, гл.10: «Иисус сказал им (ученикам Своим): Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».
     Практически каждый человек желает, с той или иной силой, для себя жизни вечной в Царствии Божием. Но что он реально делает – бежит от этой цели в совершенно обратном направлении. И что еще он делает на пути своем? Он втягивает в свое продолжительное грехопадение и подрастающее население земли.
     Евангелие от Матфея, гл.18: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больший в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больший в Царстве Небесном...». Все. Исчерпывающая информация, строгий мерительный «аршин». Нет на земле более точного объекта для сравнения!
     Давайте попробуем назвать те качества ребенка, за которые дети удостоились такой чести в Евангелии: непосредственность, отзывчивость, умение безошибочно понимать людей, способность распознавать отношения людей независимо от того , что они говорят, - вообщем за что мы восхищаемся детьми и любим их, благодаря чему сложились представления о том, что детские качества во взрослых – ценнейшее богатство.
     Что делает взрослый: он собирает детей вместе и по их хрустальному, неутвердившемуся мировосприятию прокатывается катком общего образования, в котором даже не имеются ниши религиозного совершенствования человека и поэтому индивидуальный подход отсутствует напрочь. Почему именно религиозное? Потому что именно эти учения, имеющие тысячелетний опыт, годны как основополагающие в фундаменте для дальнейшего роста, духовной эволюции человека, так как невозможность эволюции человека по пути технократии сомнений уже не вызывает.
     Личности, в силу своей притертости, легко объединяются в толпу. Толпа менее всего доступна эволюции.
     Пусть гигиена духа займет свое место в школах, тогда Высокие собеседования будут лучшими часами проведенными детьми в классах.
     Чтобы понять, разобраться и корректировать взаимоотношения между людьми, надо знать откуда они проистекают, где их корень, а корень лежит глубоко в душе, в самом сердце человека. При этом нужно пользоваться не какими-то магическими средствами (тестами, астрологией), а самым точнейшим измерительным инструментом – сердцем. Женщины знают, что в любых суждениях, сердце их никогда не подводило, особенно сердце материнское и любящее.
     Сердце настроено на любовь, терпение – обладает удивительными свойствами подсказывать и помогать в любых жизненных ситуациях.
     Взаимоотношения у школьников определяются на сколько глубоко и широко усвоено отдельными личностями (из которых состоит группа) те ценности, какие стоят в современном обществе как определяющие, на сколько сильно уже преломилось самосознание детей.
     Мой жизненный опыт не допускает мысль, что все эти ценности помогают человечеству на пути эволюции.
     Если применить критерий оценки – нравственность и этику, то увидим, что воспитание детей идет в разрез даже с малейшими десятью заповедями Божиими. Современное воспитание превозносит: накопление материальных благ, жажду власти и борьбу за выживание.
     На взаимоотношения детей влияют достаток и служебное положение родителей. Современный подход психологии апробируемый в школах, имеющий на вооружении различные тесты на интеллект – делят детей на умных и не очень (это если мягко выражаться). Если постараться собрать все свое терпение и весь свой педагогический опыт, то можно согласится с мыслью, что нет глупых детей, есть невероятно глупые и унижающие формы и методы обучения. Вводятся новые ценности в оценке личности: национальные и языковые, цензы оседлости и другие. А человечество не раз и не два уже проходило болотами подобных мнимых ориентиров. Проходили многие, да единицы покаялись. И это тоже кладет отпечаток на взаимоотношения школьников.
     Возьмем, к примеру, Японию. Нация побывала под пятой военного тоталитаризма, испытала на себе все ужасы войны, но будучи особенно набожной, сумела сделать хороший экономический рывок – в основе которого лежит специфическая национальная культура, основанная на религиозных традициях.
     Ролан Быков, побывав в Японии, был поражен с каким особым вниманием взращивается у школьников высокое духовное самосознание. При этом вкладываются в детей огромные финансовые затраты. Посещение выставок, концертов, музеев – входит в обязательную школьную программу. А, когда он лично убедился, что практически любой школьник в начальных классах может нарисовать, к примеру, бамбук раскачивающийся на ветру – Ролан Быков сказал: «Я понял, почему у японцев самые быстродействующие ЭВМ. Ибо, создавать это может только гармонично развитый человек.»
     Современные мыслители ясно осознают, что человечество не спасет ни развитая технология, ни совершенствование путей освоения природных богатств, ни даже открытие принципиально новых источников энергии. Человечество будет спасено именно обращением всех без исключения людей к богатейшим накоплениям многовековых культурных традиций и ценностей, доставшихся нам от наших предшественников в наследство.
     Сегодняшнее общество выходит из замкнутого круга коммунистического тоталитаризма. Одним из фундаментальных оснований его являлась всеобщая психологическая коммунистическая грамотность и специалистов, и всего населения. Краеугольным камнем которой являлось полное отвержение того светлого и высоко духовного, что накоплено было людьми на религиозном пути.
     Интерес к практической психологии был всегда. А психология была и во многом остается сейчас на научно-популярном уровне (как бы дань моде). Однако образование вообще и обучение детей в особенности, требуется не на уровне популярных изданий, а на совершенно профессиональном уровне, высоко специализированном уровне.
     Эти требования приходили к педагогам на интуитивном уровне постоянно, а в современный момент, когда сняты многие запрещающие шторы и оковы с сознания, мы заговорили об этом в полный голос, выражая все, что вызревало подспудно. Практическая психология была наукой, в большей степени занимающейся человековЕдением, а сейчас, когда она широко шагнула в классы общеобразовательных школ, она стала заниматься человековедЕнием.
     О современном состоянии академической психологии Эрих Фромм писал: «Психология, как исследование души, нацеленное на достижение добродетелей и счастья, исчезла. Академическая психология, пытаясь имитировать естествознание с его лабораторными методами взвешивания и измерения, занималась чем угодно, но только не душой. Изучая человека в лаборатории, она утверждала, что совесть, ценностные суждения, знание добра и зла суть метафизические понятия, выходящий за пределы психологической проблематики и чаще всего решала проблемы, соответствовавшие принятому «научному методу». И она не выдвинула никаких новых методов для исследования важнейших человеческих проблем. Тем самым психология, как наука, утратила свой главный предмет – душу. Она стала заниматься «механизмами», формированием реакций, инстинктами, но обходила наиболее специфические для человека феномены: любовь, разум, совесть, ценности. Я употребляю слово «душа», а не «психика» или «сознание» потому что именно оно ассоциируется с этими высшими человеческими силами».
     Необходимо дальнейшее гармоничное развитие духовного внутреннего мира индивидуума, ибо это есть основа способности гармоничного отношения человека с его близкими.
     Особенности взаимодействия школьников определяются тем, насколько индивидуальность конкретного человека заменена, вытеснена личностью. Причина эта, а в основе, и лежит в так называемом переломном возрасте (переходный возраст), когда личность, как кукушонок вытравляет индивидуальность. Человек в эти моменты выделывает такие психологические кульбиты, что удивляются окружающие, родители и сам подросток. Нередко, наиболее резкие моменты перелома вызывают у ребенка слезы жалости по тому светлому и чистому, воздушному и невесомому, что покидает неискушенную душу ребенка.
     Почему же все-таки один кузнец делает чудесные изделия, а другой по пословице (афоризму) «…а вы друзья как не садитесь…». «Сколь же человек лучше овцы!» - сказал две тысячи лет назад Иисус. Сколь же искуснее кузнеца должен быть педагог.
     В заключение еще хочу привести слова проповедника индуизма девятнадцатого века Шри Рамакришна Парамахамса: «Не с йоговских упражнений, какими бы сложными они ни были, не с механических упражнений ума начинается подлинное внутреннее преобразование человека. Оно начинается с усвоения и постижения разумом и сердцем простых истин, которые в силу своей простоты и кажутся само собой разумеющимися. Однако следовать им чрезвычайно трудно».

     Все. С Богом. Александр.